С 13 по 21 марта 2011 года Санкт- Петербургской академией управления и экономики совместно Академией международной экономики (г. Берлин) и Германо-российским центром экономики (г. Магдебург) был организован научно-практический семинар «Инновационные методы организации образования и науки в учебных заведениях Германии - Болонская модель». В нем приняла участие делегация, в состав которой входили директора филиалов, деканы факультетов, проректоры, а также представители ВУЗов других регионов нашей страны (Архангельска, Ставрополя, Иркутска и др.). В составе этой делегации была и директор Киришского филиала академии, кандидат экономических наук С.В. Зернова.
В бизнес-центре города Кепенек несколько дней проходила теоретическая часть семинара, в ходе которой немецкие ученые подробно рассказали о политических, экономических и социальных аспектах жизни сегодняшней Германии. Директор Академии международной экономики, почетный профессор Санкт-Петербургской академии управления и экономики, профессор Х-Й. Кнаупе представил работу академии на международном рынке в кооперации с учебными учреждениями, а также требования к менеджменту в условиях кризиса.
Обсуждались на семинаре вопросы построения школьной системы образования в Германии и подготовки к учебе в вузах. Участники побывали в различных типах школ с верхней ступенью гимназии, оценили инновационные модели школьного образования, посетили несколько учреждений среднего образования.
Структура образования в Германии выглядит совершенно отличной от российской системы образования. Чтобы поступить в вуз, надо проучиться 13 лет на разных ступенях образовательного процесса. Зачисление в вуз проводится по среднему баллу успеваемости выпускника школы или колледжа и на основании установленного своего проходного балла вуза. Заканчивают молодые люди высшее учебное заведение примерно в возрасте 26- 27 лет. По Болонской системе немецкие вузы готовят бакалавров и магистров. Русские студенты с дипломом бакалавра принимаются в вузы Германии, если владеют немецким или английским языками, поэтому еще раз хочется призвать наших студентов лучше изучать иностранные языки.
Колледжи и вузы Германии имеют хорошую материальную базу для подготовки профессионалов высокого класса: современные лаборатории; аудитории и классы с практическим в соответствии со специализацией оборудованием, таким же как в нашей Академии. Кроме того, в процессе обучения большое значение придается теоретическим, научным и профессиональным аспектам.
В ходе встреч обсуждались различные профессиональные проблемы: организации, содержания и практики реализации двухуровневой подготовки от бакалавра до магистра; методологические особенности реализации образовательных программ; менеджмент качества в учреждениях профессионального образования, вопросы лицензирования в рамках Единого Европейского образовательного пространства; организация программ совместной подготовки специалистов (двойной диплом) и многое другое.
Работу немцев на производстве и требования, которые сегодня предъявляются к менеджерам с высшим профессиональным образованием, участники семинара посмотрели при посещении международного концерна “Volkswagen AG”, проехав по предприятию 16 километров на спец. трамвае.
Участники семинара побывали в Берлине, Дрездене, Лейпциге, Потсдаме и имели возможность лично познакомиться с опытом работы ведущих немецких ВУЗов: Университета им. В. Гумбольдта и Свободного Университета в Берлине, Дрезденского технического университета и Университета Лейпцига, Университета Галле-Виттенберг и Макдебургского университета им. Отто-фон-Герике. Во время этих посещений они встречались с заведующими кафедрами, продеканами по научной, методической работе и международной деятельности.
Кроме того, для всей группы была организована культурная программа. Удалось посетить музеи и картинные галереи Берлина, Дрездена и впервые побывать внутри Рейхстага: в зале пленарных заседаний, рабочих помещениях различных фракций и даже постучаться в кабинет госпожи Меркель. Во время экскурсии по зданию Рейхстага мы посетили Зал всех религий, Зал Конгресса; видели стены, на которых со времени Великой Отечественной войны остались автографы солдат из разных городов нашей страны, которые дошли весной 1945 до Берлина. Реальные подписи людей с датами и фамилиями! Все это бережно хранится для будущих поколений и, конечно, производит большое впечатление. Разглядывая эти подписи, я вдруг наткнулась на обрывок одной из них: «Муштак...», и сразу вспомнился Порфирий Васильевич Муштаков, до самой своей смерти возглавлявший Совет ветеранов 44 Стрелковой дивизии, которая освобождала Кириши. Ведь он же прошел всю войну и дошел до Берлина. А может быть это его подпись? Сфотографировала и, вернувшись после семинара домой, передала эти данные в Киришский историко-краеведческий музей. Вечернее (с 19 до 21 часа) посещение Рейхстага с подъемом по серпантину до самой вершины здания и параллельным экскурсионным сопровождением, звучавшим в выданных каждому наушниках, и вид на ночной Берлин произвели впечатление.
Надо отметить, что такое бережное отношение к прошлому является отличительной особенностью современной Германии. Строится много новых, красивых, современных зданий и одновременно, разрушенные во время войны здания, восстанавливаются в своем первозданном виде. Восстанавливают и строят православные церкви, католические костелы и учреждения других религиозных конфессий. Немцы сохраняют свою историю такой, какой она была.
Однако посещение Министерства Образования Германии и доклад о его работе возвращает нас к основной цели семинара. Структура и функции Министерства слишком отличаются от привычных нам, впрочем, как и многие аспекты в работе вузов, начиная с приема абитуриентов и заканчивая большей самостоятельностью. А эта самостоятельность еще и в каждом землячестве своя. На самом деле есть что принять от них и есть у нас, что можно предложить к их системе. Информации для анализа получено много, также как и для практических действий.
После завершения семинара всем участникам вручили удостоверения о краткосрочном повышении квалификации и сертификаты Академии международной экономики.
К.э.н. С.Зернова
|